Русский север: архитектура души

Русское деревянное храмовое зодчество

Деревянная архитектура | №2 (33) '2010

Значительной и самобытной частью древнерусской культуры является, несомненно, деревянное зодчество. И начав перелистывать страницы его многовековой истории, необходимо обратить взор в сторону Русского Севера, к его самому яркому наследию — деревянной храмовой архитектуре.

На заре становления Руси, после крещения киевлян князь Владимир, как гласит летопись, «нача ставити по градом церкви и попы». И наделяя сыновей земельными уделами в разных концах государства, призывал их заботиться о построении храмов… Храмовое зодчество составляет в многотомной истории русской архитектуры особенные главы, а деревянное храмовое зодчество Русского Севера — явление поистине удивительное.

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 1

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 2

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 3

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 4

Фото 1 Дореволюционный вид храмового ансамбля Ворзогор: Никольский храм, Введенский храм и колокольня.

Фото 2 Красная Ляга — Сретено-Михайловская церковь. 1655 год. Памятник федерального значения. Архангельская область, Каргопольский район, деревня Печниково

Фото 4 Никольский храм в деревне Ворзогоры Онежского района Архангельской области. 1636 год.






Именно в этом отдаленном крае (крае лесном, где только и могло возникнуть и развиваться мастерство деревянного строения) «были выработаны совершенные формы деревянного зодчества, которые в течение веков непрерывно влияли на всю совокупность русского искусства. Формы эти являлись тем неиссякаемым родником, из которого черпали новую жизнь застывавшие временами художества на Руси».

Проникновенные строки взяты нами из статьи «Деревянное зодчество Русского Севера», написанной в 1910 году двумя неутомимыми исследователями, изучившими, сфотографировавшими, измерившими множество деревянных северных построек, — академиком, художником, историком русского искусства, специалистом в области реставрации памятников архитектуры Игорем Эммануиловичем Грабарем и архитектором, членом комиссии по сохранению древних памятников Фёдором Фёдоровичем Горностаевым.

Уроженцы Северной Руси еще с летописных времен славились как искусные и талантливые плотники, постигавшие азы мастерства с юного возраста. А например в московских актах XVII столетия плотники, живущие по Ваге (Вага — река на территории современных Вологодской и Архангельской областей, крупнейший левый приток Северной Двины), названы самыми лучшими мастерами (получавшими, к слову, заслуженное признание и при царском дворе). И виртуозные плотницкие приемы, и термины («стопа», «сруб», «клеть» и т.д.) зарождались преимущественно на Севере.

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 1

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 2

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 3

  • Русское деревянное зодчество

    Фото 4

Фото 1 Разрушающаяся часовня Пантелеймона Целителя. Архангельская область, Вельский район, деревня Скомовская. Необходимо поставить сжимы на одну из стен, восстановить кровлю, постелить пол и т.д.

Фото 2 Церковь Рождества Богородицы в деревне Никифорово Архангельской области, датированная серединой XVIII столетия. Реконструкция на конец XIX — начало XX века. Архитектор — A. Бодэ

Фото 3 Церковь Владимирской Иконы Божией Матери, выстроенная в 1757 году на высоком берегу Онеги. Памятник федерального значения. Архангельская область, Онежский район, деревня Подпорожье

Фото 4 Часовня Фрола и Лавра. Архангельская область, Каргопольский район, куст деревень Калитинка, деревня Великая. Часовня находится в критическом состоянии

Художественная же уникальность и небольших деревянных церквей, и часовен, и величественных высоких храмов обусловлена несколькими факторами. Древний зодчий-плотник, работавший в непростых тяжелых условиях северного климата, располагавший одним материалом — деревом и главным образом только одним инструментом — топором, видел красоту сооружения не в замысловатой декоративности, а прежде всего в строгой лаконичности силуэта, выразительности форм рубленых стен, гармонии пропорций. И, конечно, в рациональности и практичности. Так, постройки должны были возводиться за период короткого лета, а кровля — выдерживать сильный напор северных ветров и воздействие многочисленных осадков.

«Эта суровая школа жизни отразилась на искусстве и привела к созданию произведений, прямо поражающих своей классической простотой и захватывающих выразительностью и правдой. Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей их природой, что составляют с нею одно неразрывное целое. И кажется, будто эти произведения — сама природа, так они безыскусственны и неотразимы», — читаем в цитируемой выше статье Грабаря и Горностаева.

И, конечно, северная «архитектура исповеданий» (так называет религиозные постройки в целом Гавриил Васильевич Барановский — архитектор, гражданский инженер, искусствовед — в своей «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века», изданной в начале прошлого столетия) красива и проявлением некоей нравственной силы народа, одухотворявшей строительство.

Удивительные по красоте старинные деревянные храмы и часовни Русского Севера — это наше историческое, культурное и культурно-нравственное наследие. К сожалению, очень многие из них сейчас находятся на грани гибели. В данной публикации мы представили лишь несколько памятников, нуждающихся в неотложных противоаварийных работах.

Для их осуществления создан проект «Общее дело», собравшее специалистов, энтузиастов и просто неравнодушных людей. Каждый, кого волнует то состояние, в котором мы передадим нашим потомкам уникальное достояние северного храмового зодчества, может принять участие в этом благом деле, в том числе лично участвовать в специальных восстановительных экспедициях. Более подробную информацию можно найти на сайте объединения «Общее дело».

Поделиться:

Смотрите также

  • Русская традиция Деревянная архитектура | №4 (74) '2017 Русская традиция

    В дальнем Подмосковье расположена усадьба, состоящая из комплекса зданий. Она сделана в неорусском стиле с использованием материалов и приемов, характерных для русской архитектуры. На высоком берегу стоит главный дом с парадным двором, на пологом — гостевой дом и баня. Два дома и баня возведены из оцилиндрованного бревна. Мост, соединяющий берега, спроектирован в виде двух арок, чтобы под ними легко смогли пройти лодки...

  • Застывшая музыка Деревянная архитектура | №2 (72) '2017 Застывшая музыка

    Необычный дом из дерева построен в одном из подмосковных коттеджных поселков на Рублёвском шоссе. Проект демонстрирует богатые возможности деревянных конструкций, которые отличаются высочайшим качеством исполнения. Главной идеей проекта стало создание современного деревянного дома — просторного, технологичного и экологичного. Чтобы реализовать такой сложный архитектурный образ, потребовались деревянные элементы с идеальной геометрией...

  • В гостях у сказки Деревянная архитектура | №6 (70) '2016 В гостях у сказки

    Как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так, семейная пара, вдохновленная увиденным архитектурным проектом дома-бани под названием «Князь Вячеславич», решила построить собственное жилье в похожей стилистике. Загородный дом построен из уникального природного материала — сибирского кедра, по технологии ручной рубки, в традициях, характерных для деревянного зодчества, а интерьер оформлен в неорусском стиле...

Читать онлайн

Читать онлайн

Свежий выпуск

№4 (74)

8Августа

№4 (74) '2017 Купить в интернет-магазине
  • Архитектурный конкурс «Красивые дома 2017»
  • Интерьерный конкурс «Красивые квартиры 2017»
  • Ворота и калитки
  • Герметики для деревянных домов
  • Эксклюзивная садовая мебель из Англии
  • Открытый архитектурный конкурс «Архистоун 2017»