Вдохновляясь поднебесной

Дом «Макалун» Тотана Кузембаева

Деревянная архитектура | №5 (46) '2012

Проектирование: архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Руководитель проекта: Тотан Кузембаев
Главный архитектор проекта: Александр Первенцев Архитекторы: Амина Хазгалеева, Ольга Косова, Павел Исаев
Конструктор: Сергей Пенский
Строительство: компания «ТДВ-Трест»

Общая площадь дома – 1200 м². План цокольного и 1 этажей, план 2 этажа.

Дом «Макалун» — архитектурное сооружение, спроектированное на территории подмосковного курортного поселка. В постройке с двумя надземными и одним подземным этажом искусно обыграны возможности дерева. Интерьеры логично продолжают дизайн фасадов дома.

  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса

История проекта началась с мечты заказчика о доме, который стал бы не просто местом жительства, а предметом гордости. Она воплотилась в реальность всего за несколько лет. Проект разработали в 2007 году, а через четыре года особняк был полностью готов к заселению. Экзотическое название «Макалун» представляет собой интерпретацию фамилии заказчика на китайском языке.

Участок с небольшим уклоном расположен на основной территории курортного комплекса. Архитектурный объем с простой геометрией хорошо вписался в ландшафт с сосновым лесом.

Развернутое главным фасадом в сторону воды, здание подступает к дороге таким образом, чтобы обойти и сохранить высокие мачты сосен. Стволы деревьев растут почти вплотную к стенам, перекликаясь с колоннами, обшитыми кольцами из лиственницы.

Конструктивное решение постройки с двумя надземными и одним подземным этажом очень простое и сложное одновременно. Железобетонный каркас дома и кладка стен из силикатного кирпича спрятаны под роскошной «одеждой» из натурального дерева. Для обшивки фасадов использована лиственница, тонированная под красное дерево.

Фактура и конструктивное решение строительного материала представлены в нескольких вариантах — шпунтованные доски с гладкой поверхностью, ажурные решетки, элементы из клееного гнутого дерева. Интересно, что и глухие, и решетчатые поверхности набраны из дощечек одного размера. Это позволило выполнить отделку фасадов по принципу конструктора. Сочетание гладких и решетчатых поверхностей дает особенно интересный эффект в темное время суток, когда включается декоративная подсветка, подчеркивающая тонко прорисованную графику фасадов.

  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса
  • Дом из клееного бруса

Кровля здания сделана из гонта — наиболее уместного материала для такого проекта. Все деревянные элементы прошли обработку защитными составами в заводских условиях, что гарантирует их долговечность. Важную эстетическую нагрузку в проекте несет панорамное остекление, особенно на южном фасаде, ориентированном в сторону водохранилища. Оно делает постройку легкой, воздушной и в то же время позволяет провести параллели с минимализмом в восточном стиле и ранними конструктивистскими экспериментами.

Планировка дома обыгрывает тему функционального зонирования по вертикали. Основную часть первого этажа занимает большая двусветная гостиная, дополненная столовой и кухней. На втором этаже находятся кабинет владельца, главная спальня с ванной комнатой королевских размеров и несколько гостевых спален с санузлами. Цокольный этаж представляет собой зону отдыха с домашним кинотеатром, малой гостиной, еще одной кухней-столовой и бассейном с сопутствующими помещениями. Чтобы на подземном уровне было достаточно естественного света, в перекрытии выполнены остекленные атриумы — оригинальный прием, делающий конструкции особняка прозрачными.

Интерьеры логично продолжают дизайн фасадов дома — в них также царит натуральное дерево. Напольное покрытие из паркетной доски Admonter чуть менее холодное по своему оттенку, чем декоративные потолочные балки из лиственницы и оконные рамы из дуба. В обшивке стен тоже использована паркетная доска. В гостиной она более темная, чем пол. Поскольку панорамное витражные остекление не совместимо с обычными радиаторами, в доме установили инновационную систему отопления. Под полом размещены конвекторы — их решетки почти не бросаются в глаза.

Главным украшением гостиной и настоящим произведением искусства стал камин со скульптурной волнообразной поверхностью из тонких полосок клееного дерева со встроенными между ними нитями стекла. Обрамление портала зеленым мрамором с красивым рисунком прожилок и мягкая мебель того же оттенка объединяют интерьер с вечнозелеными соснами за окнами.

Лестница без косоуров, придуманная Тотаном Кузембаевым, прочна, надежна и безопасна. Ступени и ограждения, работающие на просвет, интерпретируют мотивы китайских орнаментов. В отделку цокольного этажа активно включен натуральный камень.

Текст: Светлана Кононова
Фото: Илья Иванов

Поделиться:

Смотрите также

  • Русский Север: проект «Общее дело» Деревянная архитектура | №4 (45) '2012 Русский Север: проект «Общее дело»

    Деревянное зодчество – наиболее самобытная и неповторимая часть отечественной культуры, определяющая ее национальное своеобразие. И поистине удивительное явление – деревянное храмовое зодчество Русского Севера. Однако сегодня его называют еще и исчезающим наследием...

  • Ориентация на солнечную сторону Деревянная архитектура | №5 (41) '2011 Ориентация на солнечную сторону

    Необычный вид дома объясняется не только выбранным стилем, но и характером отведенной под строительство территории. За счет того, что участок имеет вытянутую форму, постройки расположены на близком расстоянии, поэтому для решения интерьеров потребовались особые архитектурные приемы...

  • Чувство единства Деревянная архитектура | №4 (40) '2011 Чувство единства

    Дом проектировали как загородную резиденцию, предназначенную для сдачи в аренду. Заказчик поставил перед архитекторами интересную задачу — создать жилье, выполненное в современной стилистике, идеально вписанное в окружающий ландшафт и построенное из экологически чистых материалов...